МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №25 "МАЛЫШ" Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №25 "МАЛЫШ" Дата: 2022.03.24 16:44:53 +03'00' ПРИНЯТО Решением педагогического совета Протокол № 4 от «27» декабря 2021г. УТВЕРЖДЕНО Приказом №129-О от «30» декабря 2021г. ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №25 «МАЛЫШ» 1.Общие положения. 1.1.Психолого–педагогический консилиум (в дальнейшем – ППк) является консультативно – диагностическим структурным подразделением муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №25 «Малыш» (далее - МДОУ), преследующим главную цель: создание целостной системы, обеспечивающей оптимальное условие для образования и развития детей группы социального и педагогического «риска», с проблемами обучения и поведения, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического и нервно-психического здоровья, с учетом многообразия образовательно-воспитательных форм обучения и коррекции в условиях местного социума. 1.2. Общее руководство ППк возлагается на руководителя МДОУ. 1.3. Консилиум в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ст.28 ч.3 п.15), Уставом МДОУ и настоящим положением. 1.4. Основные направления деятельности консилиума: 1.4.1. Выработка рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанниками МДОУ. 1.4.2. Формирование у работников МДОУ способности к адекватной оценке педагогических явлений и социально-педагогических проблем воспитанников. 1.4.3. Консультативная помощь в семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения. 1.4.4.Социально-педагогическая поддержка ребенка в случае неблагоприятных условий его жизни, при психотравмирующих обстоятельствах: жестоком обращении с детьми, заброшенности, антипедагогических и антисоциальных воздействиях среды и т.д. 1.5. Консилиум решает задачи динамического наблюдения за воспитанником в МДОУ и оказания ему социально-педагогической помощи. 2. Основные задачи консилиума. 2.1. Проведение первичного, как можно более раннего социально-педагогического обследования детей, выявление особенностей их развития и поведения, определение адекватных условий их обучения и воспитания. 2.2. Составление социально-педагогических рекомендаций к индивидуальному плану развития, обучения и воспитания. 2.3. Консультативная помощь родителям (законным представителям). 2.4. Консультирование (в пределах своей компетенции) родителей (законных представителей) по вопросам, связанными со специальными образовательными потребностями и поведенческими особенностями детей. 2.5. Выявление потенциальных возможностей и творческих способностей ребенка, разработка рекомендаций воспитателю для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания. 2.6 Выбор дифференцированных специально-педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и поведения воспитанников. 2.7. Определение путей интеграции воспитанников с проблемами развития в соответствующие группы, работающие по основным общеобразовательным программам. 2.8. Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, включающего активизацию познавательной деятельности воспитанников, повышение уровня их умственного и речевого развития, нормализацию учебной деятельности, коррекцию недостатков эмоционально-личностного развития и поведения. 2.9 Профилактика физических, интеллектуальных, психологических перегрузок и психоэмоциональных проблем, контроль за организацией оздоровительных мероприятий. 2.10. Формирование банка данных МДОУ о воспитанниках, имеющих проблемы развития, обучения и поведения; представление информации с соблюдением конфиденциальности по официальному запросу соответствующих органов государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений. 3. Основные функции консилиума. 3.1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ 3.1.1. Распознавание характера отношений в поведении ребенка; 3.1.2. Изучение социальной ситуации развития, положении в коллективе; 3.1.3. Выделение доминанты нравственности развития; 3.1.4. Определение потенциальных возможностей и способностей воспитанников. 3.2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ 3.2.1.Разработка воспитательных мер, рекомендуемых педагогу, родителям (законным представителям), общественности; 3.2.2.Непосредственное воспитательное воздействие на личность ребенка в ходе собеседования. 3.3. РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ 3.3.1. Защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебновоспитательные условия. 4. Принципы работы консилиума. 4.1. Приоритет педагогических задач. 4.2. Этическая позиция участников консилиума, которая определяется принципом «не навреди»: постановка диагноза не должна наносить морального ущерба личности ребенка, снижать его самооценку, углублять разногласия с родителями (законными представителями) и сверстниками; 4.3. Строго должна соблюдаться тайна диагноза. 5. Организация работы консилиума. 5.1. Консилиум создается распорядительным актом заведующего МДОУ и возглавляется председателем консилиума. 5.2. Консилиум осуществляет свою деятельность непосредственно в помещении МДОУ. 5.3. Сотрудники консилиума обязаны: 5.3.1. Руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими принципами, подчиняя её исключительно интересам детей и их семей. 5.3.2. Исходить в своей деятельности из принципов интегрированного обучения и воспитания детей, применяя все необходимые современные социально-педагогические подходы для обучения и воспитания детей в естественной, открытой социальной среде. 5.3.3. В пределах своей компетенции защищать всеми законными средствами на любом профессиональном, общественно и государственном уровнях права и интересы детей, обучающихся в МДОУ, и их семей. 5.3.4.Сотрудники несут ответственность за соблюдением конфиденциальности и несанкционированное разглашение сведений о детях и их семей. 5.4. При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы в группе компенсирующей направленности по рекомендации ППк воспитанник переводится в массовую группу с согласия родителей (законных представителей) и по заключению ТПМПК. 5.5 Консилиум готовит документы на районную ТПМПК в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в обучении и воспитании ребенка. 6. Состав консилиума. В состав консилиума входят: 6.1.Постоянные члены ППк 6.1.1.Председатель консилиума (на должность председателя могу быть назначены: заведующий, заместитель заведующего по ВР, воспитатель с большим опытом работы) 6.1.2.Воспитатель с большим опытом работы 6.1.3. Учитель – логопед 6.1.4. Педагог-психолог 6.1.5. Учитель-дефектолог (при его наличии) 6.2. Привлеченные члены ППк: 6.2.1. Воспитатели, по инициативе которых ребенок был направлен на ППк 6.3. Приглашенные члены ППк 6.3.1.Специалисты из других служб, учреждений, организаций 7. Технология обследования ребенка консилиумом. 7.1. Обследование ребенка проводится каждым специалистом консилиума индивидуально. 7.2. По результатам обследований каждый специалист оформляет собственное профессиональное заключение. 7.2.1. Председатель консилиума отвечает за общие вопросы организации заседаний: обеспечивает их систематичность, формирует состав членов консилиума для очередного заседания, координирует связи консилиума с другими звеньями учебно-воспитательного процесса, организует контроль за выполнением рекомендаций консилиума. 7.2.2. Учитель – логопед проводит диагностическую работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, составляет программы индивидуального и группового восстановительного обучения. 7.2.3. Педагог-психолог, учитель-дефектолог (при его наличии) организуют сбор диагностических данных об индивидуальных особенностях воспитанников, причинах отклонений в поведении и развитии, выявляет динамику развития ребенка, определяют «зону ближайшего развития», индивидуальные пути коррекции поведения, выявляет потенциальные возможности ребенка, разрабатывает индивидуальные (комплексные) программы коррекционного воздействия, по рекомендации консилиума обеспечивают его направление на консультацию к специалисту -психоневрологу, детскому психиатру, и т.д.), в ходе консилиума дают рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка. 7.2.4. Воспитатель дает характеристику воспитанника с анализом своей педагогической деятельности по коррекции развития и воспитания ребенка. Активно участвует в собеседовании, несет ответственность за выполнение рекомендаций консилиума. 7.2.6. Приглашенные члены ППк. В крайне сложных случаях приглашаются специалисты из других служб, учреждений, организаций. На подготовительном этапе они проводят обследование ребенка, наблюдение за условиями воспитания и образования. Консультируют администрацию МДОУ, педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников. Представляют заключение (в рамках своей компетенции) на воспитанника МДОУ. 7.3. На основании полученных данных (представлений специалистов) коллегиально вырабатываются комплексное заключение и рекомендации консилиума. 7.4. По результатам первичного комплексного обследования ребенка членами консилиума вырабатываются рекомендации и программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками. 7.5. Получение результата обследования на консилиуме фиксируется в протоколе первичного обследования, и заносятся в карту развития, в которой находятся все данные индивидуального обследования ребенка специалистами. 7.6. После каждого этапа занятий в карту развития вносятся данные о достижениях ребенка при обучении в условиях группы, а также в результате специальной коррекционной работы, проводимой специалистами, с описанием наблюдаемой динамики и перспективными планами коррекционно-развивающей работы. 7.7 Обсуждение результатов динамического наблюдения и коррекционно-развивающей работы проводится на заседаниях консилиума не менее одного раза в полугодие. 7.8. В конце учебного года на заседании консилиума рассматриваются результаты коррекционно-развивающей работы, специалисты составляют заключение на каждого проблемного ребенка. Консилиум обсуждает результаты коррекционно-развивающего обучения и воспитания каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о продолжении обучения в условиях МДОУ либо о выводе ребенка в другую образовательную систему. На детей, выводимых из МДОУ, осуществляется итоговое заключение, которое направляется в ППК. 7.10. Воспитанник направляется в ТПМПК для углубленной диагностики в сложных диагностических случаях, в конфликтных ситуациях, при невозможности для членов консилиума однозначного решения об обучении и воспитании ребенка. В случае направления ребенка на ТПМПК карта развития со всеми представлениями и заключением консилиума передается в ТПМПК, при этом в журнале учета детей, прошедших обследование, делается соответствующая запись. 7.11. Для направления в ТПМПК заполняется стандартизированная форма (социально-педагогическое представление). После обследования ребенка в ТПМПК в карту развития заносятся соответствующие заключения и решения ТПМПК. 8. Документация консилиума. 8.1.Распорядительный акт о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк; 8.2.Положение о ППк; 8.3.График проведения плановых заседаний ППк на учебный год; 8.4.Журнал учета заседаний ППк и воспитанников, прошедших ППк по форме: № Дата Тематика заседания Вид консилиума (плановый/внеплановый) 8.5.Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума по форме: № ФИО Дата Инициатор Повод Коллегиальное Результата п/п воспитанника рождения обращения обращения заключение обращения в ППк 8.6.Протоколы заседания ППк; 8.7.Карта развития обучающегося, получающего сопровождение; 8.8. Журнал направлений обучающихся на ППк по форме: № ФИО Дата Цель Причина п/п воспитанника рождения направления направления психолого-педагогическое Отметка о получении направления родителями (законными представителями) Получено: Я, ФИО родителя (законного представителя) документ получил(а).дата. Подпись: Расшифровка: