ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
5.1 Краткая презентация Программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР)
Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№25 «Малыш» (далее – Программа) разработана в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (далее – Стандарт), утвержденным приказом Минобрнауки
России от 17.10.2013 №1155, и с учетом федеральной адаптированной
образовательной программы дошкольного образования, утвержденной
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. №1022 (далее – ФАОП ДО), а также с учетом особенностей
образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и
запросов воспитанников.
Цель Программы: обеспечение условий для дошкольного образования,
определяемых общими и особыми потребностями обучающегося
дошкольного возраста с ТНР, индивидуальными особенностями его развития
и состояния здоровья.
Доступное и качественное образование детей дошкольного возраста с
ТНР достигается через удовлетворение следующих образовательных
потребностей:
– реализация АОП ДО;
– коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР;
– охрана и укрепление физического и психического детей с ТНР, в том числе
их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с
ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола,
нации, языка, социального статуса;
– создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями,
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР
как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых
в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
– формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование
социокультурной
среды,
соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития
и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного
общего и начального общего образования.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между
людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста
на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие
способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения
его образовательных потребностей и интересов
Программа состоит из обязательной части и соответствует ФАОП ДО и
части, формируемой участниками образовательных отношений. Планируемые
результаты обязательной части совпадают с планируемыми результатами
п.10.4.3 ФАОП ДО. Содержание направлений развития обязательной части
Программы соответствуют содержанию п.32 ФАОП ДО.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений,
ориентирована на специфику:
национальных, социокультурных и иных условий, в том числе
региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность;
на традиции детского сада;
парциальные и авторские образовательные программы, формы
организации работы с детьми, которые соответствуют потребностям и
интересам детей.
В части Программы, формируемой участниками образовательных
отношений представлены следующие авторские программы:
Авторская программа «Россия – Родина моя!» дополняет содержание
образовательных областей «Познавательное развитие» и «Социальнокоммуникативное развитие», ориентирована на детей старшего
дошкольного возраста
Авторская программа «Основы ранней профориентации и финансовоэкономической грамотности детей дошкольного возраста» «Трудовые
деньги век кормят» дополняет содержание образовательных областей
«Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»,
ориентирована на детей старшего дошкольного возраста
Авторская программа «Стартуем в спорт» дополняет содержание
образовательной области «Физическое развитие», ориентирована на
детей старшего дошкольного возраста и реализуется посредством
сетевого взаимодействия с центром дополнительного образования
Ломоносовского района
Основные направления развития:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
ДОУ создаёт необходимые условия для:
формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников
и развития компетентности (способности разрешать разные типы социальнo
- педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка) родителей
(законных представителей);
обеспечения права родителей (законных представителей) на уважение и
понимание, на участие в жизни детского сада.
Основной целью работы с родителями (законными представителями)
является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей
(законных представителей) в образовательный процесс для формирования у
них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному
ребенку.
Реализация цели обеспечивается решением следующих задач:
выработка у педагогических работников уважительного отношения к
традициям семейного воспитания обучающихся и признания
приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;
вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательнообразовательный процесс;
внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителей
(законным представителям), активизация их участия в жизни детского сада.
создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей
единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и
обучения обучающихся.
Принципы в работе с семьями воспитанников:
открытость детского сада для семьи;
сотрудничество педагогов и родителей (законных представителей) в
воспитании детей;
создание единой развивающей предметно – пространственной среды,
обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском
коллективе.
Формы сотрудничества с семьей:
консультирование, индивидуальные
родительские собрания;
беседы,
общие
и
групповые
приобщение родителей (законных представителей) к реализации
тематического периода;
дни
открытых дверей,
открытые просмотры образовательной
деятельности;
анкетирование, опросы;
проведение круглых столов, мастер – классов, тренингов, совместные с
родителями (законными представителями) выставки;
издательская деятельность для родителей (законных представителей):
выпуски раздаточной информации в форме брошюр; стендовая
информация; новости на сайте детского сада.
размещение ежедневной информации об образовательной деятельности с
детьми в группе социальной сети «В контакте»;
совместная деятельность: проекты, семейная ассамблея, семейный театр.